QUEENSY » Немного о ювелирном искусстве

Немного о ювелирном искусстве

25.05.2016

Отечественное и зарубежное ювелирное искусство за последние 50 лет прошло стремительный путь радикальных перемен.


Со второй половины 20 века, начался процесс обновления художественного языка, менялись взгляды на его роль и значение в культурном пространстве. Появилось понятие "авторское ювелирное искусство", которое отражало суть этого мирового творческого процесса, приобретшего за рубежом, а позднее и у нас, форму студийного движения.

Например отечественное ювелирное искусство в основных чертах повторило мировой путь развития с некоторой временной разницей в проявлении основных художественных тенденций. Соблюдая последовательность событий, сначала обратимся к рассмотрению зарубежного материала. Пол века назад появились авторские студии в США, Германии, Англии. Ювелирное искусство в то время, в тех странах развивалось в тесном взаимодействии со всеми современными течениями в искусстве фовизмом, абстракционизмом, футуризмом, поп­-артом и кинетическим дизайном. При этом можно было видеть отличные черты в творчестве ювелиров США, художников Европы и Великобритании, но основной характерный признак заключался в индивидуально авторском стиле, творческом пафосе.

Принцип открытия, эксперимента стал основным в работе художников. Отсюда стремление к поиску новых образов, типов украшений, нетрадиционных материалов, технологий и технических приёмов.

Первой всемирной выставкой где можно было увидеть основные направления ювелирного дела состоялась в 1961 году в Лондоне, организованной Wjrshipful Company and V&A. Эти направления охватывали период с 1890 по 1961 годы и включали около тысячи работ из Европы, Северной Америки, Австралии, Боливии и Индии.

Одним из самых интересных фактов той выставки, стало участие в ней знаменитых художников Ж.Арп, А.Колдер, П.Пикассо, Ив Танги, С.Дали, которые в разные годы обращались к созданию ювелирных украшений. Этот факт стал сильным импульсом к творческим переменам.

Индивидуальный стиль "маэстро" утверждал самодостаточную роль украшения, а по сути продолжал линию, начатую еще Р.Лаликом и мастерами модерна и Арт Деко. Интересно отметить, что спустя почти 50 лет, в 2007 году ювелирные изделия этих мастеров можно было увидеть в Лондоне, в музее V&A, на выставке "Сюрреалистические вещи. Сюрреализм и дизайн" Современная стилизация на основе эстетических принципов стиля Арт Деко, так ярко проявившаяся в детальности всемирно известных фирм Картье, Бушерон, Вевер, Ван Клиф, Арпель с их стремлением к блеску и роскоши, характеризует работы многих современных ювелиров. Столь пристальный интерес авторов к стилям модерн и Арт Деко объясняется, вероятно, совпадение принципов "ювелирной стильности", художественно ­материальной ценности с современными вкусами состоятельных покупателей.